Когда говорят про главные "маркеры" Средневековья, то обязательно включают туда крестовые походы. Даже в рамках некой "массовой культуры": все эти deus vult, "на Иерусалим", тамплиеры и так далее и тому подобное. Да и сам антураж противостояния Запада и Востока, двух религий и мировоззрений, если так можно выразиться. В общем, событие знаковое. Меня, конечно, тоже всегда привлекал этот романтический шарм, но все-таки крестовые походы всегда очаровывали тем, что эта была та самая история, где все сотню раз могло (и должно было!) пойти не так, где главные герои (правда, разумеется, герои книг Аберкромби, а не Толкина) обязаны были проиграть, но каким-то невероятным образом достигли рокового города, сводящего весь мир с ума (с). Первый крестовый поход это же вообще был триумф иррационального безумия. Судите сами: Дисклеймер: все ниженаписанное представляет из себя лишь короткую выжимку всего похода. Упущено огромное количество деталей и событий, поэтому берите там книги Томаса Эсбриджа или Питера Франкопана и наслаждайтесь. 1. В Византии к концу XI века творился сущий ад и израиль: печенеги, половцы, норманны, сербы, толпы всевозможных садыков, постоянные внутриполитические кризисы, наместник второго важнейшего города империи добровольно просит сельджуков сделать ему обрезание дабы быстрее принять ислам (чекай Антиохия и Филарет). К 1094 году Малая Азия была фактически потеряна, мусульмане радостно резвились в 70 км. от Константинополя, а действующий император едва не был убит в результате очередного заговора. Короче - пиздец. 2. И в этой ситуации Византия обращается к Европе, с которой в 1054 конкретно так разошлась в богословских постулатах. Сама Европа во второй половине XI века тоже была не слишком радостным местом: голод, холод, церковь с императором Священной Римской империи постоянно собачится, где-то на Пиренеях новое вторжение мусульман – альморавидов. Не темные века, конечно, но даже близко не «осень Средневековья». Причем это не обращение в формате «займи косарь», а просто предсмертный крик о помощи «сука, убивают!». 3. Тут еще важно сказать про фигуру Урбана II. Почему-то все забывают, что бывший епископ Остии Одо, принявший имя Урбан II в 1088 году не был главой единой и неделимой католической церкви. Еще в 1084 году император СРИ, которого вконец заебало постоянное противодействие святого престола, просто взял Рим силой и посадил туда «правильного» папу Климента III. Все это было задолго до «авиньонских антипап», катаров и уж тем более протестантов. Власти и влияния было заметно больше именно у Климента (все-таки за ним стоял сам император СРИ). Казалось бы – договариваться и просить о помощи нужно его, но Алексей Комнин пишет именно Урбану. Почему – это отдельная тема. Просто зафиксируем, что на тот момент Урбан II был нихуя не очевидным вариантом в глазах своих современников. 4. И вот этот Урбан мало того, что умудряется собрать весьма представительную делегацию профессиональных военных. Он ничего не говорит о целях похода! То есть, буквально рассуждает про какое-то «освобождение Востока». И это работает! Поскольку цель абстракта, то каждый волен нафантазировать самые грязные и влажные фантазии. Кому – землю и деньги, кому – гроб Господень. Аналогичная ситуация с обещанием пропуска к гуриям, всем, кто умрет в священном православном джихаде. Де-юре, Урбан II говорил только про часть грехов, которые как бы может отпустить церковь (а есть еще и Христос, которому церковь не указ), а не о «билете в рай», но де-факто народ не особо сек в богословии, поэтому тут сработал эффект сломанного телефона. И эффект этот был воистину ебанический. 5. Сколько народу в этот поход собралось, ооо, я ебал. Средневековый мир еще не скоро увидит армии подобных масштабов. Буквально десятки тысяч профессиональных военных и разношерстого быдла отправились хуй знает куда. Число последних было настолько велико, что Урбан II лично писал письма монастырям и городам с посылом в духе: «Сидите дома, долбоебы, там есть кому воевать». Никаких aviaseles и google maps еще не было. Для многих участников это было просто путешествие в никуда. Люди все свое имущество продавали и еще взаймы брали, чтобы потом подохнуть от поноса где-то у черта на рогах. 6. И вот к стенам Константинополя приходит огромное войско без единого командования и без малейшего понимания чего оно вообще хочет. Если бы крестоносца оттуда спросили «хули ты тут забыл?», то ничего умнее, чем «демусульманификация» и «на Иерусалим, блять» он бы вам ответить не смог. И это еще были профессиональные военные, что творились с первой группой прибывших, так называемых «крестьян», вам лучше не знать. 7. Всю эту ораву Алексей Комнин как-то умудряется стабильно обеспечивать провиантом (все-таки традиции римских легионов просто так не пропьешь), заставить всех главных командиров похода принести ему вассальную присягу, да еще и вернуть себе первый крупный город, которые латиняне взяли – Никею. Фактически руками крестоносцев Алексей освободил большую часть Малой Азии, а потом под Антиохией просто отправил последних в свободное плавание, ебитесь там дальше, как хотите. 8. И вот под огромной и неприступной крепостью под названием Антиохия столпилось фактически 3 армии (а если брать византийцев в самом начале осады, то и все 4), в каждой из которых свой командир. 9. Я все еще напоминаю, что внятных целей у похода как бы нет. Один из его лидеров – Болдуин Булонский уже быстренько смекнул, куда ветер дует и просто отжал у армян свой личный город. Так родилось первое государство латинян в Утремере – графство Эдесское. 10. В это самое время лидеры похода постоянно срутся между собой, параллельно кроют матом византийцев, которые перестали подвозить провизию, люди мрут как мухи, каннибализм, пытки пленных, отрезание голов молодых женщин и мужчин, которых мусульмане ловят за любовными утехами вне лагеря, и все это длится уже 9 месяцев. Здесь выясняется, что на деблокаду идет огромная армия сельджуков с арабами и скоро всем рыцарям точно пиздец. И тут, ВНЕЗАПНО, крестоносцы таки берут город. Благодаря ишаку с мешком (с). Но теперь сами крестоносцы в осаде! Еды все еще нет, каннибализм все еще вероятен, срачи о том, кому должен принадлежать город все еще продолжаются. 11. Вдобавок начинается эпидемия, потому что убрать кучи трупов, после устроенной резни крестоносцы как-то не догадались. Но тут латиняне по-быстрому кастуют древний артефакт – копье Лонгина, которым пронзили Христа, что дает +100 к морали (копье, конечно же, все это время так удачно лежало под каким-то храмом), выводят все войско из города, атакуют многократно превосходящую армию Кербоги и превозмогают. Профит? Как бы не так. 12. С удвоенной силой начинаются срачи между командирами, кому достанется город. А то мы сюда зря шли что ли? Нет, конечно, вроде как город нужно отдать Византии, но император нас предал (тезис спорный и требует доказательств), поэтому можно оставить себе. В итоге, спустя пару месяцев бедные рыцари, сержанты и простые солдаты начинают разбирать городские стены (!), потому что хрен ли мы тут стоим, когда до Иерусалима еще все 800 км. пути??? Щас стены разберем и сраться вам больше не из-за чего будет. 13. Город решают оставить норманну Боэмонду (собственно говоря, тут и родилось второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское). Он, конечно, пообещает пойти со всеми дальше на Иерусалим и даже отправится в поход с войском, но потом сообщит, что «я вас с тыла прикрою, кто-то же должен» и пойдет с армянами пиздить уже византийцев. 14. Фатимиды из Египта в полном ахуе. До них уже дошли слухи о каких-то европейских уберменшах, что берут неприступные крепости, вырезают там все живое и разбивают многократно превосходящие армии сельджуков (которые были врагами самих фатимидов). Из Каира в Константинополь летит e-mail «КТО ЭТО?», на что Алексей Комнин отвечает, что «ничего не знаю, какие-то ненормальные, мы их пропустили, а то сами видите какие они буйные». Фатимиды предлагают крестоносцам беспошлинный проход ко всем святым местам, а эмир Триполи вообще готов принести вассальную клятву. Латиняне сообщают, что «да, щас придем». 15. Приходят и начинают грабить. 16. Для понимания уровня «единства» среди крестоносцев. После взятия Антиохии. На Иерусалим войско шло двумя частями. Когда одна часть во главе с Раймундом Тулузским осаждает Арку (потому что Раймунд тоже хочет себе личное графство), до латинян доходит дезинфа о том, что сюда идет огромное войско фатимидов. Раймунд немедленно посылает гонцов к своим корешам – Готфриду и Роберу Фландрскому с просьбой о помощи. Последние приходят под стены Арки и начинают…грабить все близлежащие территории, вместо того, чтобы помогать брать город. Видя это, из армии Раймунда уходит половина уже его армии и, чтобы заниматься тем же самым, потому че это мы тут в осадном лагере сидим как лохи, когда праздник жизни мимо проходит? А Раймунд Тулузский, на минуточку, формально был главой всего похода. 17. В конце концов, спустя почти 2 года после начала похода остатки войска таки дошли до Иерусалима. Слезы радости, порванные одежды, люди бьются в истерике (в прямом смысле этого слова). 18. Но тут сокольник перехватывает почтового голубя! 19. Через 15 дней сюда придет визирь Каира с огромным войском! Приходится ускорится. Но сначала потратим день на крестный ход вокруг стен города. 20. Собираем из говна и палок штурмовые башни, потом за одну ночь разбираем их и собираем снова, дабы воздвигнуть их перед изумленными защитниками у самого слабого участка стены. Твой единственный таран застрял в стене? Не беда, подожжем его нахуй. Хули нам инженерам. 21. Крестоносцы все-таки берут город и немедленно устраивают там резню (справедливости ради – обычное дело для конца XI века). Потом проводят службу в храме по щиколотки в крови. 22. К Иерусалиму подходит очередное охуенно большое войско мусульман. Латиняне, как и при Антиохии, выводят войска из города, потому что еды и воды для осады там все равно нет, так как все было сожрано и выпито за два дня непрекращающихся грабежей. И крестоносцы снова превозмогают. Профит? Ну как сказать… 23. Самое забавное, что те, кто все-таки решил вернуться домой после совершенного паломничества, кроме респектов ничего не получили (ну помимо вечной славы и респектов, что, конечно, неплохо для XI века). Было отличное исследование материального положения таких рыцарей. Так вот, большинство из них просто смогли выйти в ноль, окупив расходы на поход, но ничего не заработали. https://t.me/amphetamineraccon - ТГ-канал автора. #Филин@catx2 #Заметка@catx2